Школьная олимпиад
2011-2012 учебный год
VI КЛАСС
Задача № 1
Два одинаковых закрытых ящика наполнены дробью: в одном
мелкая, в другом крупная. Как с помощью весов определить, в каком из них мелкая
дробь?
Задача № 2
Эскалатор метрополитена поднимает
стоящего на нем пассажира в течение 2 мин. По неподвижному эскалатору пассажир
поднимается 6 мин. Сколько времени он будет подниматься по движущемуся
эскалатору?
Задача № 3
Учитель физики попросил учащихся
установить, зависит ли время остывания воды до комнатной температуры: а) от
начальной температуры воды; б) от массы воды; в) от температуры воздуха в
комнате; г) от помешивания воды ложкой.
Какой план исследования можно
предложить, чтобы ответить на поставленные вопросы?
Задача № 4
Даны стакан с
водой, маленькая бутылочка известной вместимости (из-под лекарства) и пипетка.
Определите, какой объем воды можно набрать в пипетку? Каким образом вы добились
точности ваших измерений?
VI КЛАСС
РЕШЕНИЯ
Задача № 1
1)
В ящике с мелкой дробью пространство между дробинками
будет меньше, т.е. упаковка будет более плотная — 2 балла.
2)
Масса ящика с мелкой дробью будет больше. Поэтому,
достаточно взвесить оба ящика и сравнить их массы — 2 балла.
Итого, за задачу — 4 балла.
Задача
№ 2
1)
Пусть
длина эскалатора х метров. Скорость эскалатора υ1, а скорость
пассажира — υ2. Тогда, эскалатор метрополитена поднимает стоящего на
нем пассажира за время
— 2 балла
2)
По
неподвижному эскалатору пассажир поднимается за время
— 2 балла
3)
По
движущемуся эскалатору пассажир будет подниматься за время
— 4 балла.
Итого, за задачу — 8 баллов.
Задача
№ 3
Для установления всех зависимостей
нужны прибор для измерения времени и два термометра — 2 балла.
а) Для установления зависимости
времени остывания воды до комнатной температуры от начальной температуры воды
надо взять два одинаковых сосуда с водой одинаковой массы и разной начальной
температурой. Засечь начальный момент времени. Дождаться, когда вода в каждом
из сосудов остынет до комнатной, измерить соответствующие промежутки времени и
сравнить их — 2 балла.
Для большей точности можно измерять
одновременно температуру воды в двух сосудах через равные промежутки времени и
сравнить скорости остывания горячей и холодной воды. Ответ может оказаться
неожиданным — дополнительные 2 балла, если предложено такое уточнение.
б) Для установления зависимости
времени остывания воды до комнатной температуры от массы воды надо взять два
одинаковых сосуда с водой разной массы и одинаковой начальной температурой.
Засечь начальный момент времени. Дождаться,
когда вода в каждом из сосудов
остынет до комнатной температуры, измерить соответствующие промежутки времени и
сравнить их — 2 балла.
в) Для установления зависимости
времени остывания воды до комнатной температуры от температуры воздуха в
комнате воды надо взять два одинаковых сосуда с водой одинаковой массы и
начальной температурой. Поместить сосуды в помещениях с разной температурой
(например, один из них можно поставить в холодильник). Засечь начальный момент
времени. Дождаться, когда вода в каждом из сосудов остынет до температуры
окружающего воздуха, измерить соответствующие промежутки времени и сравнить их
— 2 балла.
г) Для установления зависимости времени
остывания воды до комнатной температуры от помешивания воды ложкой надо взять
два одинаковых сосуда с водой одинаковой массы и начальной температурой. Засечь
начальный момент времени. Далее, в одном сосуде воду помешивать ложкой, а в
другом нет. Дождаться, когда вода в каждом из сосудов остынет до комнатной
температуры, измерить соответствующие промежутки времени и сравнить их — 2
балла.
Итого, за задачу — 10 баллов,
при наличии уточнения — 12 баллов.
Задача
№ 4
1)
Набрать воду в
пипетку и вылить в сосуде — 2 балла.
2)
Повторить
действия до тех пор, пока сосуд не наполнится. Посчитать, сколько полных
пипеток воды вошло в сосуд — 2 балла.
3)
Разделить
вместимость сосуда на количество полных пипеток воды, вылитых в сосуд — 2
балла.
Итого, за задачу — 6 баллов.
Всего за работу — 28 (30) баллов.
|